Роль некоторых морфологических категорий в передаче образной информации
__________________________________________________________________________________
Введение
В искусстве слова, в диалектическом единстве слова и образа громадное место занимает художественная изобразительность грамматических форм. Грамматические явления органически связаны со строем художественного мышления. Внутренняя структура художественной речи, качество и особенности стиля не могут изучаться в отрыве от содержательных функций, выполняемых морфологическими категориями. Грамматические формы участвуют в выражении тонких стилистических нюансов и эмоций речи, в распределении света и тени словесных красок, в переходах от одного стиля изложения к другому, выраженных отбором языковых средств во всем своеобразии грамматической организации высказывания.
Настоящая дипломная работа посвящена исследованию морфологических категорий в передаче образной информации в текстах художественных произведений.
Объектом изучения в данной дипломной работе выступает образная информация. Предметом исследования следует назвать функционирование морфологических категорий в стиле художественной литературы, поэтому анализ стилистических особенностей их использования основывается на языковом материале, взятом из художественных произведения английских, американских и русских писателей.
Актуальность избранной темы определяется тем, что морфологические категории имеют одно из важнейших значений при передаче образной информации, поэтому правильная интерпретация стилистических приемов на морфологическом уровне помогает правильно понять идею и замысел всего произведения.
Целью исследования является исследование роли некоторых морфологических категорий в передаче образной информации в английских и русских художественных произведениях и их переводах.
В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи:
1. определить понятие "образная информация";
2. исследовать способы передачи образной информации в художественном тексте;
3. классифицировать выразительные средства и стилистические приемы на морфологическом уровне;
4. исследовать функционирование морфологических стилистических приемов, используемых при передаче образной информации в текстах художественных произведений.
В работе используются следующие методы:
1. метод сравнительно-сопоставительного анализа;
2. компонентный анализ;
3. метод контекстуального наблюдения;
4. описательно-аналитический;
5. интерпретативный анализ.
Материалом исследования послужила сплошная выборка из английских оригинальных художественных произведений таких авторов как Ш. Бронте, Ф. Бернет, К. Дойл, Т. Драйзер, Д. Голсуорси, У. Голдинг, С. Моэм, Дж. Остин, О. Уайльд, С. Фицджеральд, Х. Ли и их русских текстов перевода, а также произведения русскоязычных авторов в их переводе на английский язык: Ф.М. Достоевский, М. Булгаков, Л.Н. Толстой, А. и Б. Стругацкие. В ходе исследования было проанализировано более 3000 страниц текста зарубежной и отечественной классической художественной литературы на английском языке, а также их переводов, отмечено около 300 примеров употребления стилистических приемов на морфологическом уровне в различных. Отбор языкового материала осуществлялся с учетом разнообразия реализации анализируемого явления - стилистических морфологических приемов.
Структура работы определяется целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, посвященных выявлению способов и средств использования морфологических стилистических приемов, заключения, списка литературы.
Во Введении обосновывается актуальность выбора темы исследования, определяются его объект, предмет, цель и конкретные задачи, структура работы.
В Главе 1 рассматриваются основные теоретические вопросы - образная информация, лингвостилистический анализ как способ ее интерпретации, стилистический потенциал морфологических категорий как разновидности лингвостилистического анализа.
Глава 2 ставит своей целью выявить и проанализировать морфологические средства создания стилистических приемов в литературе английских и русских авторов и их переводов.
В Заключении подводятся итоги объекта исследования.